Гиперкинетическая форма. При этой форме церебрального паралича двигательные расстройства представлены гиперкинезами — атетозом, хореоатетозом, торсионной дистонией.
У детей этой группы в период новорожденности мышечный тонус снижен, спонтанные движения ограничены, вялые. В возрасте 2—3 месяцев появляются приступы внезапного повышения мышечного тонуса, что бывает связано с положительными или отрицательными эмоциями, громким криком, ярким светом. С возрастом повышается мышечный тонус, усиливаются сухожильные рефлексы. После 1—1,5 лет появляются гиперкинезы. Чаще других бывает атетоз, характеризующийся медленными червеобразными движениями (преимущественно в дистальных отделах конечностей). Хореический, или хореоатетоидный гиперкинез проявляется в форме более быстрых и отрывистых движений с преимущественной локализацией в проксимальных отделах конечностей.
Торсионная дистония - гиперкинез в виде медленного сокращения мышц туловища, приводящего его к вращению, поворотам головы и другим изменениям позы. Гиперкинезы минимальны в покое и исчезают во сне.
Гиперкинезы и мышечная дистония дестабилизируют позу: отсутствует правильная установка туловища и конечностей, произвольные движения дискоординированы, скачкообразны. Гиперподвижность может быть причиной подвывихов в тазобедренных, плечевых, челюстно-лицевых суставах.
У многих больных отмечается снижение слуха, псевдобульбарные расстройства (слюнотечение, затруднение жевания, глотания). У большинства нарушена речь. Психические нарушения наблюдаются меньше, чем при других формах детского церебрального паралича. Вместе с тем, общение с такими больными затруднено, поскольку при разговоре, волнении они сильно гримасничают, принимают необычные позы, слова произносят с трудом.
Атлантическая форма. В клинике доминирует нарушение координации движений и равновесия. На первом году жизни ребенка заболевание проявляется лишь мышечной гипотонией и задержкой психомоторного развития. Стоять и ходить больные лети начинают с 1,5-2 лет, однако эти функции еще длительное время остаются несовершенными. При стоянии ноги широко расставлены, часто наблюдается тремор головы. Ходит ребенок также на широко расставленных ногах, руки разведены в стороны, туловище совершает много дополнительных движений для сохранения равновесия. Психическое развитие несколько задержано, хотя возможно снижение интеллекта.
Прогноз двигательного развития и социальной адаптации у большинства больных атактической формой церебрального паралича благоприятный. Дети обучаются в спецшколах, а в дальнейшем осваивают профессии, не требующие точных движений рук.
Атонически-астатическая форма. Характеризуется, в отличие от остальных форм ДЦП, низким мышечным тонусом при наличии обычных или даже повышенных рефлексов. При этом заболевании функции сидения, стояния и ходьбы не развиваются или развиваются очень медленно. Так, самостоятельно сидеть дети начинают лишь в 4-6 лет, стоять и ходить - в возрасте 4-8 лет. Походка неустойчивая, неритмичная, с широко расставленными ногами. Голова и туловище совершают избыточные качательные движения. Другой очень характерный признак этого заболевания - отставание в интеллектуальном развитии, отмечаются явления олигофрении различной степени.
Прогноз в отношении двигательных возможностей и социальной адаптации неблагоприятный.
|